Принцип функционирования проходческого щита с гидропригрузом:
Резцовая головка выполняет функцию средства проходки.
Крепление призабойного пространства осуществляется с помощью противодавления специального раствора, например, бентонитовой или глиняно-водной (грязевой) суспензии.
Суспензия подаётся насосом в камеру гидропригруза, откуда она поступает в призабойное пространство, а затем просачивается в грунт, образуя фильтрационную корку, либо водонепроницаемую перегородку (мелкозернистый грунт), либо полностью пропитанную зону (крупнозернистый).
Обломочный материал, разработанный рабочими инструментами ротативной резцовой головки, состоит частично из грунта, а частично из бентонита или глинистой (грязевой) смеси.
Эта смесь выкачивается (гидравлическая выемка грунта) из камеры гидропригруза в разделительную установку на поверхности, которая осуществляет её переработку для последующего использования.
Принцип грунтопригруза
Щиты с балансом давления грунта (EPB-Schild) или щиты с грунто- пригузом применяются особенно при связном грунте с высоким содержанием глины или ила, которые имеют низкую водопро- ницаемость. Принцип щитов с грунтопригрузом основан на том, чтобы обеспечить опору забоя за счет давления вынутого грунта, и благодаря этому не допустить поднятий и оседаний на поверхности. Это обеспечивается путем согласования скорости проходки с количес- твом вынутого материала, который транспортируется наружу по шнековому транспортеру (включая воду и добавки для улучшения транспортировки). Чтобы отделенный от забоя грунт мог быть использован в качестве средства опоры, он должен иметь следующие свойства:
- хорошая способность деформироваться
- консистенция от пульпообразной до мягкой
- незначительное внутреннее трение
- незначительная водопроницаемость
Тоннелепроходческий комплекс с балансировкой давления грунта (EPB TBM) — это тип механизированной тоннелепроходческой машины, предназначенной для работы в условиях мягкого грунта. Он работает с помощью вращающегося режущего колеса спереди для выемки грунта, который затем смешивается с контролируемым количеством добавок для создания пастообразного материала. Этот материал помогает поддерживать давление в забое тоннеля, уравновешивая внешнее давление грунта и предотвращая обрушение. Вынутый материал транспортируется через машину с помощью шнекового конвейера, обеспечивающего непрерывную поддержку забоя тоннеля. По мере продвижения ТПМК он устанавливает сборные железобетонные сегменты для облицовки тоннеля, создавая стабильную конструкцию. Этот метод позволяет эффективно и безопасно прокладывать тоннели в городских условиях, уменьшая просадку поверхности и сводя к минимуму разрушения.
|