Быстрая (в среднем скорость проходки 10–15 м/сут.), практически безосадочная
(осадки дневной поверхности не превышают 10 мм) и точная (отклонения в пределах 10–
20 мм) по направлению прокладки трубопроводов, в сочетании с возможностью ведения
строительства во всем диапазоне инженерно-технологических и гидрогеологических
условий (от слабых водонасыщенных грунтов до крепких скальных пород), без применения
каких-либо специальных способов работ (замораживание, водопонижение, химическое
закрепление грунтов и т. д.) – вот основные достоинства микротоннелирования. С помощью домкратов осуществляется проходка щита в грунтах на длину, соответ
ствующую длине применяемых труб продавливания, после чего на домкратную станцию помещается последующая труба и процесс повторяется
Общий вид домкратной станции
Основная рама
На основной раме (1) установлены направляющих шин опорного кольца и домкраты продавливания.
В задней части основной рамы находится приемы для домкратов и опорное кольцо.
Опорная плита
Опорная плита (2) распределяет точечные усилия продавливания от домкратов продавливания на стену шахты.
Опорное кольцо с фиксацией
Опорное кольцо служит передаче усилий продавливания между домкратами продавливания и проходческой машиной (продуктовый трубой)
Их конструкция спроектирована на полное восприятие усилий продавливания. Фиксация (3.1) между опорным кольцом и домкратами
продавливания осуществляется за счёт поворота фиксирующего кольца на каждом из двух гидравлических цилиндров.
Управление фиксирующими цилиндрами осуществляется с пульта управления в операционном контейнере или табло в шахте.
Разработка грунта при проходке ведется рабочим органом проходческой машины. Грунт закрепляется с помощью этих бетонных или металлических колец (тюбингов). Весь процесс проходки тоннеля осуществляется из контейнера управления,
который установлен на поверхности и оснащен электронной техникой.
Во время подготовительного периода производится строительство двух шахт –
стартовой и приемной. Диаметры шахт зависят от ряда параметров, но не превышают
нескольких метров, а глубина их соответствует глубине прокладки трубопровода. В
стартовой шахте устанавливается мощная домкратная станция, на которую помещается проходческий щит. С помощью домкратов (рис. ) осуществляется проходка щита в грунте на длину, соответствующую длине применяемых труб продавливания, после чего на домкратную станцию помещается последующая труба и процесс повторяется.
Проходку ведут до момента выхода щита в приемном котловане. Длина железобетонной трубы (футляра) продавливания обычно равна тройной длине хода гидродомкратов, то наиболее удобно при ведении проходческих работ. По мере полного выхода штоков упорное кольцо входит в зацепление с дополнительными упорами на кожухе домкратов, и цикл повторяется. Такая конструкция позволяет экономить пространство, что особенно важно при сооружении шахты. После задавливания очеред
ного футляра (трубы) с поверхности подают следующий футляр. Упорное кольцо пе
ремещается в крайнее заднее положение, освобождая место под новый футляр, кото-
рый затем входит в хвостовик уже задавленного (так называемый принцип «мама-
папа»). В местах соединения труб установлены уплотнительные резиновые кольца,
обеспечивающие герметичность соединения. Посадочные места соединения выполнены с расчетом на прохождение криволинейных участков, для чего между торцами
труб дополнительно устанавливают прокладку из ДСП. После установки футляра
подсоединяют все гидромагистрали и наращивают трубопровод гидротранспорта.
|