Впервые, проходческий щит применён, в 1825 при, строительстве транспортного тоннеля под рекой Темза в Лондоне. Наиболее эффективно, использование проходческого щита при проведении, выработок в слабоустойчивых, обводнённых породах.
Современные, проходческие щиты имеют, как правило, круговую (цилиндрическую), реже прямоугольную, арочную и другие, формы поперечного сечения. В конструкции, проходческого щита, различают ножевую (переднюю), опорную (основную) и хвостовую части.
В ножевой, части осуществляется, разработка породы; в опорной — размещается, оборудование и щитовые домкраты, для передвижения щита.
Под защитой, хвостовой части, производится возведение, постоянной крепи выработки. Передвигаются, проходческие щиты, по мере выемки породы в забой, чаще всего путём отталкивания, от ранее установленной, постоянной крепи гидродомкратами, расположенными по периметру, опорной части щита.
В проходческий щит, могут монтироваться: механизм разработки забоя (рабочий орган); устройство для погрузки горной массы, на внутри щитовой, перегружатель для последующей перегрузки в вагонетки, на конвейер, либо иные средства, внутришахтного (тоннельного) транспорта; механизм установки, постоянной, как правило, блочной (тюбинговой) крепи или подачи за опалубку, бетонной смеси.
|
В зависимости, от способа разработки, забоя проходческие щиты, подразделяют на механизированные и немеханизированные. К механизированным, относят щиты, оснащённые различными, рабочими органами, разрушающими породу, чаще всего, штанговыми, экскаваторными, планетарными, с гидравлическим разрушением, активными горизонтальными площадками.
|