Для строительства тоннелей метрополитена применяются специальные тоннелепроходческие механизированный комплексы (ТМПК) Диаметр такой машины составляет 6 метров, а длина может достигать 100 метров!
Что бы представить, насколько титаническая задача стоит перед строителями, сооружающими метротоннели, нужно знать что расстояние между двумя станциями обычно не превышает 2-2,5 км., средняя скорость движения поезда метро – 41 км/час, а значит – это расстояние поезда преодолевает примерно за три с половиной минуты.
Тоннели метро строит огромная машина, чем-то напоминающая червя, - называется она тоннелепроходческий механизированный комплекс(ТМПК).
При прокладке тоннеля он вгрызается в породу, забирая землю и выдает ее на поверхность, понемногу продвигается вперёд. Машина обделывает поверхность тюбингами, из которых формируется кольцо будущего тоннеля.
Скорость проходки составляет 10 метров в сутки, проходка 300 метров в месяц считается нормальной для строительства тоннеля.

1. Головная часть щита
В передней части тоннелепроходческой машины находится режущий орган-РОТОР. На котором устанавливаются режущие инструмиенты:
ШОРОШКИ – используются для проходки в твёрдых породах.
РЕЗЦЫ – в мягких породах
Привод ротора который заставляет вращаться режущий орган, находится в головной части щита.
2. Оборочка ТПМК
Оболочка ТПМК защищает всё оборудование и людей, которые работают в нутрии щита
3. Эректор
Кольцо тоннеля собирается механизированным способом с помощью блокоукладчика( укладка секций/фрагмент – тюбингов) – эректора.
4. Железобетонный тюбинг
Тоннель метро обделывается (укрепляется) железобетонными кольцами, которые состоят из отдельных элементов – тюбингов.
5. Тельфер для подачи тюбингов
Тельфер для подачи тюбингов – это кран-перегружатель, который осуществляет транспортировку фрагментов железобетонного кольца.
6. Технологическая тележка
На технологической тележки установлено оборудование, обеспечивающее функционирование ТПМК: гидродвигателя, гидронасосы, баки с маслом, водоотливная система, операторская кабинка, трансформаторы и т.д.
7. Кеccоная камера
Замена режущих инструментов на ТПМК при проходке через плывун(насыщенный водой грунт) связана с определёнными сложностями. Данный вид работ проводится на роторе в буферной зоне, где создаётся повышенное давление. Для того что бы проходчики смогли работать в таких условиях, они проходят адаптацию в кессонной камере, которая выполняет функцию шлюза.
8 Кабина управления щитом, оператор ТПМК
Проходчики обслуживают тоннелепроходческий комплекс и поддерживают его в работе. Из кабины управления щитом оператор ТПМК управляет проходкой.
9. Вентиляционный канал
По вентиляционному каналу с поверхности земли подаётся воздух.
10. Проходческие домкраты
Благодаря проходческим домкратам машина отталкивается от последнего смонтированного Ж/Б кольца и продвигается вперёд.

|